01.06.2024 |
|
Недавно Рома стеснялся общаться вживую: комфортно было только в онлайн-пространстве. Даша стрессовала из-за нового окружения: сможет ли найти общий язык с одноклассниками и учителями после перехода в другую школу. Захар переживал по поводу неудавшихся романтических отношений. Молодые люди не стали закрываться в себе, а начали искать способ справиться со своими переживаниями. Сначала нашли единомышленников и поддержку в минской гимназии №56 на факультативе “Мое психологическое благополучие и помощь сверстникам в кризисной ситуации”. А потом и вовсе предложили свое решение, как ровесникам справляться с психологическими проблемами.
Ребята приняли участие в Республиканском тренинге по социальному проектированию АПШИФТ и разработали проект по психологической помощи для сверстников. Тренинг был реализован Институтом психологии БГПУ в сотрудничестве с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) в Беларуси. Подростки разработали для сверстников мобильное приложение SUNLITE (САНЛАЙТ), развивающее навыки общения, поиска единомышленников, с полезной информацией о том, как заботиться о своем психическом здоровье, справляться с тревогами и стрессом. Кроме того, команда уверена, что активное использование их разработки позволит повысить уровень эмоционального комфорта в гимназии.
По своей сути приложение SUNLITE схоже с Тиндером. Отличия в том, что в SUNLITE о себе нужно предоставить больше информации, чтобы поиск новых знакомых был точнее, а само общение проходит в мессенджерах. Дизайн приложения уже практически завершен, сейчас дорабатывается его «логика», ведется поиск и проверка содержания – информации статей и кейсов. С середины мая планируется запуск SUNLITE для тестирования, в июне – доработка по результатам. По мере готовности состоится “массовый” запуск для учащихся гимназии.
Тему проекта подростки определили вместе и быстро, а форма его реализации стала амбициозной целью и вызовом. И хоть результат – совместное детище, у каждого участника здесь была своя роль: Даша искала и обрабатывала информацию, Арина рисовала иллюстрации, Таня и Захар продумывали структуру, составляли анкеты, готовили презентацию, Рома писал код. А вот такие “фишки-плюшки” приложения, как “Уничтожитель неприятностей”, – коллективное творчество. Презентовали и защищали проект вместе, поэтому и победа общая.
– Эта команда сразу обратила на себя внимание, – отмечают организаторы тренинга АПШИФТ. – Они открытые, определенно на одной волне, сплоченные, подготовленные и глубоко погруженные в тему. Именно поэтому, вероятно, их победа во многом закономерна.
Мы познакомились с командой поближе. Даша, Арина, Таня, Рома и Захар уже давно вместе посещают школьный факультатив “Мое психологическое благополучие и помощь сверстникам в кризисной ситуации” и действительно являются единомышленниками, дружат.
Рома, ученик 11-го класса, планирует стать программистом и готовится к поступлению в БГУиР, техническая реализация и сопровождение SUNLITE будет на нем. Тема проекта ему понятна и близка, поскольку из личного опыта хорошо понимает ее актуальность для жизненных ситуаций. “В определенный период я стал испытывать дискомфорт в живом общении. Мне, например, было непросто даже спросить у прохожего, где ближайшая остановка транспорта, тем более выстраивать отношения со сверстниками”, – рассказывает подросток. Одной из причин такой ситуации считает активную цифровизацию общества – он, как и большинство его ровесников, много времени проводит в виртуальном пространстве. “А эта среда в основном обезличена, ты не видишь настоящих реакций человека, не знаешь более широкого контекста, в котором происходит общение, здесь больше шансов получить негатив в концентрированном виде, – поясняет Рома. – Отсюда – стеснение и страх общаться вживую, знакомиться, вслух делиться своими переживаниями и идеями”. И раз гаджеты – более комфортная для подростка среда, то проект нужен был такой, который поможет пользоваться ими в благих целях. В доступной форме даст полезную информацию по теме, поможет начать общаться, находить друзей по интересам и, возможно, замотивирует “развиртуализироваться”. Рома искренне считает, что умение коммуницировать позволяет избежать многих проблем, легче справляться с тревогами и стрессом.
Захар учится с Ромой в одном классе. Будущий менеджер разделяет мнение друга, более того, он уверен, что помочь подростку разрешить его сомнения, подсказать верный путь в той или иной ситуации может и родитель, и психолог – зависит от сути вопроса и доверия. “Ошибочно думать, что к психологу нужно приходить только с проблемами, – можно просто обсудить волнующую тему. Это позволит услышать мнение со стороны, увидеть решение, которое раньше не приходило в голову. И все сказанное не выйдет за пределы кабинета”. К тому же с пониманием собственных поступков приходит понимание поведения и ситуаций других людей. На вопрос “что волнует его сверстников?” Захар шутливо отвечает: “Есть три всадника подросткового “апокалипсиса”: отношения с родителями, влюбленность и неумение общаться. Ах, да, учеба, наверное, – тогда четыре” (улыбается). Сам он обратился к школьному психологу с переживаниями по поводу неудавшихся романтических отношений. И эта беседа со специалистом стала началом их доверительного общения, более осознанного интереса юноши к теме психологии. Он стал посещать факультатив, активно участвовать в командной проектной работе. И, конечно, здесь у него появились новые друзья, в том числе десятиклассницы Арина, Даша и Таня.
Эксперты Республиканского центра психологической помощи БГПУ вместе с ЮНИСЕФ в Беларуси запустили онлайн-платформу talk2ok.by, с помощью которой подростки и молодые люди могут бесплатно и конфиденциально получать квалифицированную психологическую помощь в виде онлайн-консультаций – в комфортном для современных подростков формате аудио- и видеочатов. Также на платформе работают консультанты-сверстники.
Даша – адепт точных наук и системного подхода, поэтому сбор нужной и полезной информации, кейсов для проекта стал именно ее задачей. Актуальность SUNLITE не вызывала сомнений, потому что в этом учебном году девушка переживала серьезный стресс, когда перешла из обычной школы в гимназию. Все новое, незнакомое: учителя, одноклассники, уровень требований, а еще и собственная высокая планка по успеваемости. Конечно, дома поддерживали родители, но в школе, среди сверстников, тревога и напряжение возрастали. Итог – оценки ухудшились даже по любимым предметам, настроение было подавленным. Осознав, что сама не справляется, а поддержки родителей недостаточно, Даша обратилась к школьному психологу, доверилась и поверила. Помогли ребята с факультатива и полезная информация, которую получила на тренинге. Все постепенно наладилось: появились друзья, улучшились оценки, новый учебный день перестал быть преодолением. “Важно не романтизировать и не игнорировать свое тревожное или негативное состояние, не бояться искать помощь, в том числе квалифицированную. Это проявление заботы о своем ментальном здоровье”, — утверждает Даша.
Арине недавно исполнилось 16. Девушка увлечена рисованием и считает это занятие одним из лучших способов выразить свои чувства, переживания, мечты. Именно так она прорабатывала и свой стресс, который был связан с тем, что одноклассники приняли ее не сразу – в школе было некомфортно и одиноко, пока не пришла на факультатив по психологическому благополучию. Запрос был конкретный – перестать винить себя в том, что не вписывается в общую массу, и научиться хвалить себя за большие и маленькие победы. “Человек одинокий, несчастный, с комплексами не живет полной жизнью, у него нет энергии, он переносит свое состояние на других, поэтому всегда под угрозой и отношения, и здоровье, в том числе психическое”, – считает Арина. – И поскольку многие проблемы взрослого – это непроработанные детские травмы и обиды, разбираться нужно в моменте”. На ее взгляд, источником обид, тревог, страхов может стать непонимание с родителями или сверстниками, отношение учителя, неуверенность в будущем из-за сложности выбора профессии, неумение общаться, вовремя с кем-то поделиться или попросить о помощи. “Вот и проект нашей команды должен помочь подросткам преодолеть барьеры, связанные с общением, а также подсказать, как правильно оценить свое состояние, напомнить о важности психологического благополучия, а инструмент для этого – всегда под рукой, в приложении для мобильного телефона”, – подводит своеобразный итог Арина.
Таня, можно сказать, энтузиаст психологии, так как уже давно ею интересуется и хочет связать жизнь с этой наукой, поэтому посещать факультатив начала одной из первых. Вне стен гимназии много времени посвящает спорту (занимается женским футболом) и семье, где вместе с Таней четверо детей. Спрашиваю, согласна ли она с мнением, что большинство из тех, кто хочет связать жизнь с психологией, желает прежде всего разобраться в себе и со своими проблемами. Таня согласно кивает. Тогда задаю прямой вопрос: “Ты из их числа?”. “Да, – честно отвечает девушка, – я, например, всегда была эмпатична, причем чужую боль буквально воспринимала как собственную, т.е. вот я физически здорова, а в следующий момент подруга по команде неудачно падает и ломает ногу. И я тут же реагирую, ощущаю эту боль, мне плохо. Плюс еще один момент: профессиональный футбол в течение 7 лет отражается и на характере – он закаляется, и на внешности – там не до привычных бантиков и макияжа. Ты начинаешь отличаться от ровесниц и, к сожалению, часто, если ты не такой как все, то либо в конфликте с остальными, либо просто оказываешься за бортом, одинок”. Тане повезло и с семьей, и с подругами по команде, поэтому ситуация в классе не стала травмирующей, хоть и была неприятной. Чтобы помочь себе справиться с давлением, девушка стала читать книги по психологии, а потом записалась на факультатив. Первым шагом к самопомощи для подростка, который встревожен, растерян, напуган, стрессует, Таня считает честное признание самому себе, что есть проблема, вторым – готовность поделиться этим с родителями либо психологом. Она сделала эти шаги и продолжает с собой работать, а направляет и помогает – руководитель факультатива. Поддерживают еще и друзья по команде, с которыми вместе создавали проект для АПШИФТ.
Справочно. АПШИФТ – это методология, которая учит подростков выявлять, изучать и понимать проблемы в местных сообществах, а затем создавать результативные проекты-решения в форме продуктов, цифровых решений или услуг. А также помогает развивать навыки социальных инноваций и предпринимательского мышления, в том числе навыки общения, решения проблем, критического мышления, финансовой грамотности, бюджетирования. Такая программа реализуется в Беларуси с 2019 года, и в этом году была посвящена теме психологического благополучия.
Как сделать будку своими руками из остатков строительных материалов для своих и бездомных собак | Под Минском открыли Музей авиации и космонавтики: обзор и фотоотчет |
100 сортов хризантемы корейской на выставке в Ботаническом саду | «Важнее не стрессоустойчивость, а жизнестойкость – умение восстанавливаться после стресса». |
Ваш комментарий, отзыв будет первым |