1. «Не лишайте ребёнка детства!»
Есть мнение, что детей необходимо оградить вплоть до совершеннолетия от таких меркантильных тем, как деньги. Тем самым родители упускают время, когда ребёнок может получить свой опыт и сформировать привычку рационального финансового поведения в игре при минимальном риске серьёзных ошибок.
2. «Деньги решают всё!»
Зацикленность взрослых на материальных ценностях приводит к тому, что деньги становятся самоцелью, эмоционально значимым явлением в жизни, необходимым условием для радости и самовыражения. Избыточное, нерациональное, демонстративное потребление, часы жизни в торговых центрах и супермаркетах становятся привычкой всей семьи. Или другая крайность — фокус на накоплении в ущерб качеству жизни. А ведь деньги — это только инструмент для ускорения процесса саморазвития.
3. «Мы не можем себе этого позволить!»
Длительное пребывание в режиме выживания и экономии, страх за финансовую стабильность семьи, боязнь будущего — сигнал ребёнку о том, что мир настолько опасен, что даже взрослые не могут справиться со сложившейся ситуацией. Выживание несовместимо с самореализацией.
4. «Не будь неблагодарным!»
«Мы всё для тебя делаем, полностью тебя обеспечиваем, а ты неблагодарный такой!», «Я на трёх работах работаю, чтобы тебя поднять».
Такой посыл точно не сделает отношения в семье теплее. Мы культивируем в детях чувство вины, стыда, своей никчёмности, безысходности. В таких семьях дети достаточно часто рано становятся самостоятельными и теряют контакт с родителями. Или же наоборот — сдаются, теряют веру в себя, зависят от родителей всю жизнь.
5. «У моего ребёнка будет все самое лучшее!»
Отсутствие границ приводит к избалованности, финансовой несдержанности, непониманию своих желаний и потребностей. Губительно, если родители сами решают за ребёнка, что для него хорошо, не давая выбора, создавая сценарий будущей жизни. Гиперопека лишает ребёнка собственной жизни, вундеркинды оказываются не приспособленными к самостоятельной жизни.
6. «Деньги с неба не падают, их зарабатывают потом и кровью!»
«Родители должны работать, деньги зарабатывать!»
Стабильно негативное отношение к труду и своей работе программирует на то, что работа может быть только тяжёлой и нелюбимой. При этом важно личным примером показывать, что самореализация на работе и труд с фокусом на своих сильных сторонах могут приносить ещё большее благосостояние в счастье и радости, легко и без превозмогания себя. Деньги не должны быть преградой для добрых отношений в семье.
7. «Будешь себя хорошо вести, куплю тебе игрушку!»
Деньги — самое распространённое средство манипуляции. Оплата оценок, домашней работы, выполнения неприятных заданий становится обычным делом, когда родителям нужно быстро и легко решить проблему. Дети принимают правила игры и копируют такую модель поведения.
8. «Сказал же, что нет денег! Всё!»
Ребёнку можно и даже иногда нужно отказать в покупке с целью воспитания. Но если это происходит постоянно и без объяснения причин — это негативная установка. Ребёнок может воспринять её по-разному: меня не любят, не слышат, мои чувства и мнения неважны, я не могу решать за себя, я недостоин.
Если в семье открытые отношения, обсуждается бюджет, понятно распределение средств и планируются расходы, скандалов из-за незапланированной покупки быть не должно. Совместный поиск путей увеличения дохода, накопление на цель — это правильный путь, дающий ребёнку понимание и направление для поиска решений. А карманные деньги — хоть и небольшая, но свобода выбора.
9. «Лучше синица в руках, чем журавль в небе»
Консерватизм часто мешает развитию. Воспитывайте в детях любознательность, широкий кругозор, критическое и предпринимательское мышление. В нашей культуре и религии преобладает осуждение богатства. Но фольклорные и классические произведения других стран дают совершенно иной взгляд на тему денег.
10. «Богатство — вода: пришла и ушла»
Живём одним днём или имеем стратегию своего благополучия в течение жизни? Главный принцип личного финансового планирования — формирование резерва, подушки безопасности для стабильности и финансовой независимости в течение всей жизни. Учите детей выстраивать систему личного бюджета на небольших суммах карманных денег — это важный навык для самостоятельной жизни.
Негативный опыт общения с финансовыми институтами в прошлом, новости и слухи о проблемах финансовой системы и грядущем кризисе формируют страх в использовании современных финансовых продуктов. Установки: «разоришься на процентах по кредиту», «все инвестиции очень рискованные», «с государством в рулетку не играю». Низкая финансовая грамотность лишает возможности получить доход (в том числе пассивный доход от инвестирования активов), увеличить накопления и осуществить мечту. И дети тоже будут избегать общения с современными финансовыми технологиями.
12. «От осинки не растут апельсинки!»
Вы правда верите, что дети не могут превзойти своих родителей?! У каждого свой уникальный путь. Не всегда стартовая позиция и ресурсы становятся решающим фактором на пути к успеху. А вот вера в самого себя, поддержка родителей — это очень важно! Можно учить детей быть жертвами обстоятельств, а можно — творцами своей собственной жизни.
Многое в финансовом воспитании детей зависит от опыта, знаний, осознанности, дисциплины родителей, а также от их умения чувствовать своих детей и вовремя говорить на волнующие, актуальные темы. Родитель как наставник обязан транслировать уверенность, готовность помочь, принятие мнения ребёнка, доверие и уверенность, что он достоин успеха и похвалы. При любом уровне финансового дохода в семье важно оградить детей от негативных эмоций и установок в отношении денег, дать им возможность самим принимать решения, адекватно оценивать свои способности и искать свой путь в жизни.