22.09.2020 |
|Главная| -> |ВЫБОР НЕДЕЛИ| |
В этом разделе собираем ответы на вопросы о правах школьников и их родителей.
Могут ли школьников оставить без продленки? Адвокат Екатерина Сельвестрович подтверждает, что вопрос организации группы продленного дня решается на уровне школы: — Наличие мест в продленке родителям целесообразно выяснять заранее, чтобы четко понимать, предоставит школа такую возможность или нет. При зачислении в школу нет автоматической гарантии, что будет достаточно мест в группе продленного дня. Хотя родители, вероятно, могут считать, что им обязаны предоставить такую услугу. Юрист уточняет: как следует из ее опыта, администрация школы обычно входит в положение родителей и, при возможности, организовывает дополнительные места в группе продленного дня. [Источник: rebenok.by]
Можно ли отказаться от питания? Начальник отдела по организации питания Национального института образования Люция Михальчук прокомментировала, можно ли отказаться от школьного питания, если оно не устраивает по каким-либо критериям, например, ребенок — вегетарианец. — Обязанность питания в школе нормативно не установлена. Если есть определенные вопросы, их нужно решать на местах — в школах, структурных подразделениях КШП. Технологи могут разработать специфическое меню под ребенка. Но если родители категорически отказываются питаться, то документально подтверждать это нет необходимости, заявление подавать не нужно. Однако взрослые должны помнить, что ребенку следует получать горячее питание каждые 3,5–4 часа. Это основа здоровья, — отметила Л. Михальчук. [Источник: minsknews.by]
Раздел пополняется!
Источник: rebenok.by
Родительский комитет — это структура для взаимодействия школы и семей учащихся. Его правовые рамки регулируются Положением, утвержденным Постановлением Министерства образования № 47 от 2011 года. Важно не путать общешкольный родительский комитет с теми, что избирают в классах. У общешкольного гораздо больше полномочий, поскольку он представляет интересы детей и семей всего учреждения образования. В родкомитет могут входить представители всех классов.
Ко мнению столь многочисленной команды прислушаются быстрее, чем к требованию одного или двух родителей. Отметим, что родительский комитет не занимается никакими финансовыми вопросами (запрет на это был введен в 2016 году). Сбор средств и их расходование относятся к компетенции попечительского совета.
Возможности комитета прописаны в Постановлении № 47. Основные из них (в упрощенной формулировке):
1. Содействие в организации образовательного процесса — Администрация часто говорит о том, что образовательный процесс находится исключительно в ведении педагогов, и родителям не стоит сюда вмешиваться. Но это не так, — поясняет Екатерина Сельвестрович. — Ссылаясь на этот пункт, законные представители могут добиваться определенных изменений. Пример: Родители настаивают, чтобы учителя вели электронный дневник (он предусмотрен госпрограммой «Электронная школа»). Те выполняют просьбу неохотно. Родительский комитет может отправить письменный запрос на имя директора и поинтересоваться, почему так происходит. Перспектива объяснять что-либо письменно не обрадует ни одного руководителя учреждения образования, тем более родители не требуют ничего противозаконного. Скорее директор распорядится продвигать работу с электронным дневником, чем станет искать обоснования для отказа органу самоуправления.
2. Консультативная работа среди родителей и учащихся об их правах и обязанностях. — Этот пункт позволяет родкомитету помогать родителям составлять образцы заявлений, консультировать их по правовым вопросам, привлекать профессиональных юристов и адвокатов для решения общих задач. Пример: Родители хотят перевести своего ребенка на индивидуальный план. Кодекс об образовании предусматривает такое право. Но в семье не знают, с чего начать, какие документы собрать. Родительский комитет может проконсультировать родителей. Вот почему важно, чтобы в его состав входили практикующие юристы или делопроизводители, которые грамотно наладят коммуникацию и помогут с оформлением документов.
3. Распространение лучшего опыта семейного воспитания. — По поводу вопросов воспитания у школы и родителей часто возникают дискуссии. У педагогов может быть одно видение, у семьи — другое. Ссылаясь на этот пункт, родители могут организовать вебинар, посвященный новым воспитательным методикам, подходам в педагогике и доносить эту информацию до учителей. В положении не указывается, что обмен опытом должен происходить исключительно среди родителей. И часто родители обладают прогрессивными знаниями в этой сфере, наслышаны об опыте других стран. Пример: Дети жалуются на излишне строгого педагога. Родители могут инициировать и содействовать проведению онлайн-конференции с экспертом, который расскажет о самых распространенных ошибках в воспитании. Это могут быть частные психологи или специалисты из системы образования, которые изначально обучают учителей педагогике, медиаторы, конфликтологи.
4. Содействие в проведении мероприятий. — Речь не идет о том, что родители должны что-либо организовывать. Однако они вправе активно делать свой выбор. Они должны понимать, что имеют непосредственное отношение к проведению внешкольных ивентов и могут решать, участвовать в них или нет. Пример: В школе детям сообщили, что скоро приедет театр. Представление запланировано в актовом зале. Родители не считают эту идею удачной, учитывая ситуацию с коронавирусом. Свою позицию комитет может оперативно донести до администрации, подкрепив обращение соответствующими рекомендациями Минздрава и Минобразования (там четко говорится о том, что массовые мероприятия во время эпидподъема должны быть сведены к минимуму).
5. Взаимодействие с общественными организациями. — По сути, этот пункт дает право привлекать к школьной жизни независимые общественные организации, которые помогут реализовывать интересы и права учащихся, их родителей. Пример: Родители организовывают онлайн-встречи с сообществами по самым разным вопросам и делают такие акции традицией. Спектр тем широк: образовательные программы и гранты; консультации по трудоустройству подростков; правовая защита в целом и т.д.
6. Взаимодействие с педагогическим коллективом по вопросам профилактики правонарушений среди учащихся до 18 лет. — Подростки могут совершать ошибки, в жизни случается всякое. Сейчас мы с коллегами наблюдаем не очень хорошую практику, когда правонарушения, допущенные детьми, сразу выносятся вовне — на советы профилактики, комиссии по делам несовершеннолетних. Но почему бы для начала не использовать внутренний ресурс родительского комитета, попробовать грамотно урегулировать конфликт, выявить и устранить его предпосылки? Пример: Компания учеников систематически нарушает правила внутреннего распорядка, конфликтует с учителями. В силах родительского комитета привлечь сторонних медиаторов для разрешения конфликта. Можно также держать связь с семьями этих учеников и оказывать им посильную помощь в зависимости от ситуации, порекомендовать специалистов в частном порядке.
7. Взаимодействие с другими органами самоуправления. — Здесь говорится о том, что родители имеют право плотно взаимодействовать и с советом учреждения, и с попечительским советом, продвигая свои решения. В соответствии с положением решения родительского комитета носят рекомендательный характер, но не стоит их недооценивать, уверена юрист. Как уже говорилось выше, свои предложения родительский комитет должен вносить в администрацию школы в письменном виде. И в случае отказа также вправе просить письменное обоснование.
8. К компетенции комитета относятся иные вопросы — за исключением сбора средств. — Этот пункт открывает большие возможности перед родителями, его можно воспринимать как «разрешено, если не запрещено». Родители вправе инициировать любые предложения касательно школьной жизни. Они должны понимать, что могут повлиять на ход событий, убеждена юрист. Решения будут звучать более весомо, когда будут исходить от органа самоуправления, а не от отдельно взятого взрослого.
Как попасть в родительский комитет?
В пункте 5 Положения сказано, что состав комитета определяется на общем собрании учреждения образования из представителей родителей (по одному от каждого класса) сроком на год, то есть количество человек не ограничено. Любой родитель может предложить свою кандидатуру на членство в комитете. Избрание происходит большинством голосов на общем родительском собрании школы.
Как созвать родительское собрание, если кругом COVID-19? Для начала надо написать заявление на имя директора школы. Затем родители могут выбрать своего кандидата (кандидатов) в чате класса и сообщить об этом администрации. Кстати, в состав родительского комитета может входить один из завучей, но если родители выступят против, этот момент реально оспорить.
Как проводить заседания и принимать решения?
В Положении не говорится, что родительский комитет должен заседать на территории школы. В условиях эпидемии можно встречаться посредством онлайн-конференции или офлайн, во дворе, в кафе, любом ином помещении на усмотрение родителей. Любые решение родительского комитета принимаются большинством голосов (при условии, что на собрании присутствует не меньше половины членов комитета). Екатерина Сельвестрович советует не пренебрегать правильным оформлением решений. — Со школой важно говорить на одном языке. На практике встречаются ситуации, когда родители пишут заявления с ошибками, просторечными выражениями, а школа, разумеется, отвечает грамотно, ссылаясь на правовые нормы. Здесь перевес в решении вопросов, даже чисто психологически, будет на стороне школы, а не родительского сообщества. В связи с этим желательно привлекать грамотных специалистов для оформления документов (часто они есть в числе активных родителей).
Источник: rebenok.by
Этот орган самоуправления создается инициативной группой. Но в отличие от родительского комитета сюда могут входить люди «с улицы»: представители предприятий, органов власти и так далее. Важный момент: родители также должны входить в состав этого органа, и чем больше их будет представлено, тем лучше. Единственное условие по кандидатам — они должны быть согласованы с администрацией школы.
Полномочий у попечительского совета очень много: от закупки посуды, пособий и организации питьевого режима до изменений правил внутреннего распорядка (подробнее — в Положении, утвержденном Постановлением Министерства образования от 25.07.2011 года N146.). Именно попечительский совет решает, как будут распределяться материальные средства в школе. Любой родитель может внести свой взнос в попечительский совет, перечислив сумму на специальные внебюджетные счета.
Вносите деньги только на официальные счета. Наличный сбор средств в попечительский совет запрещен. Но, несмотря на это, родители нередко сбрасываются «живыми» деньгами и очень рискуют. Екатерина Сельвестрович привела в пример ситуацию, которой лучше не допускать. Представим, что в каком-то классе решили провести ремонт. Родители предупреждают председателя попечительского совета о том, что собрали сумму и хотят потратить на определенный кабинет. Чтобы деньги не ушли на другие нужды, родители решают перестраховаться и перечисляют средства не на благотворительный счет, а напрямую фирме, которой заказали ремонт. Потом фирма отдает чеки в бухгалтерию школы и ремонт расценивается как благотворительность. — В таком случае всегда есть риски для тех, кто собирает деньги. По факту они не сданы в попечительский совет, не оформлены документально. И если кому-то из родителей, участвовавших в сборе средств, не понравится ремонт, то он может пожаловаться. До уголовных статей скорее всего не дойдет, но нервов на разбирательство уйдет немало. Лучше пойти более хлопотным, но проверенным путем: сдавать средства на счет попечительского совета, а затем уже договариваться и контролировать, чтобы они пошли на нужды ваших детей.
На что могут быть потрачены деньги совета? Список целей, на которые совет может расходовать накопления, довольно большой. Прежде чем начать что-то тратить в принципе, совет должен заручиться согласием администрации школы и родительского комитета.
Итак, деньги могут пойти:
— на закупку мебели, инвентаря, оборудования, инструментов, учебно-наглядных пособий, компьютеров, компьютерных сетей, аудиовизуальных средств и иных материальных объектов, необходимых для реализации образовательных программ.
— на совершенствование организации питания обучающихся (покупка посуды, кухонного инвентаря и принадлежностей) и проведение физкультурных, культурно-массовых мероприятий.
— на текущий ремонт, организацию питьевого режима, покупку постельных принадлежностей, предметов личной гигиены (салфетки, туалетная бумага и т.д.), уборочного инвентаря, моющих средств, средств дезинфекции.
Отчет о тратах обязателен.
В конце года попечительский совет отчитывается о расходовании средств на общем собрании. Эта информация должна быть доступной для любого заинтересованного лица. Если в работе совета были обнаружены нарушения, администрация школы вправе совет распустить и набрать новый.
Кстати, родительский комитет может регулярно требовать отчет о денежных тратах, и для этого необязательно ждать конца календарного или учебного года.
«Время Сказки» в Минском Ботаническом саду: удивительные приключения для всей семьи! | Самый эффективный метод борьбы с кибербуллингом по мнению белорусских родителей |
Уникальная выставка: хризантемы и картины | Как сделать будку своими руками из остатков строительных материалов для своих и бездомных собак |
Ваш комментарий, отзыв будет первым |