Ирина Пушкарева: «Фокусов нет, есть длительная работа». Большое интервью с  художественным руководителем и режиссером  семейного инклюзив-театра «i»
Ирина Пушкарева

Ирина Пушкарева: «Фокусов нет, есть длительная работа». Большое интервью с художественным руководителем и режиссером семейного инклюзив-театра «i»

27.03.2019

Совсем скоро состоится премьера семейного белорусcко-голландского спектакля «Восемь чувств, или Рождение человека», в котором вместе с труппой театра «i» будут играть известные в Беларуси профессиональные актеры. О постановке, актерах и работе театра нам рассказала его художественный руководитель и режиссер Ирина Пушкарева.

Ирина Пушкарева: «Фокусов нет, есть длительная работа». Большое интервью с  художественным руководителем и режиссером  семейного инклюзив-театра «i»
На репетиции семейного белорусcко-голландского спектакля «Восемь чувств, или Рождение человека»

«Мы не стремились к тому, чтобы работать с детьми с аутизмом и создать инклюзивную площадку. Это пришло к нам само»

 Ирина  Пушкарева с отличием закончила Белорусский государственный хореографический  колледж и по первой профессии – балерина. Выступала в Большом театре оперы и балета около десяти лет, в это же время получила второе образование – театральный режиссёр. Некоторое время работала за рубежом, исполняла ведущие партии. Однако из-за травмы вынуждена была окончить карьеру балерины.

«Сейчас мне очень помогают оба моих образования, так как я работаю, и как режиссёр, и как хореограф», – отмечает Ирина.  А еще она не может не отметить ценность и важность  опыта работы в труппе с Валентином Елизарьевым. «Гениальный хореограф и балетмейстер!», – говорит Ирина. Она рассказывает, что продолжает общаться с Валентином Елизарьевым. Он поддерживает театр «i» и входит в правление фонда. 

«Мы не стремились к тому, чтобы работать с детьми с аутизмом и создать инклюзивную площадку, это пришло к нам само»,  -  рассказывает Ирина. Так, она  открыла «Творческую Студию Ирины Пушкарёвой», которая и сейчас успешно работает: в ней  обучают театральному мастерству, вокалу, игре на музыкальных инструментах. Доходы от работы студии позволяют частично оплачивать работу педагогов и в Семейном театре «i».

Спустя некоторое время после открытия детский психолог Наталья Шеина - руководитель «Центра комфортного общения» в Минске, начала присылать в студию к Ирине деток, у которых были нестандартные поведенческие реакции. Например, кто-то из детей не мог выйти к доске и прочитать стихотворение, кто-то не мог смотреть на себя в зеркало.   А потом информация об этом стала распространяться  по сарафанному радио.

И в «Творческую Студию Ирины Пушкарёвой» пришел мальчик с диагнозом аутизм. Ребенок не мог контактировать с другими детьми. Именно от его  мамы впервые прозвучала идея о  создании инклюзивного театра, где совместно будут заниматься обычные дети и дети с диагнозом «аутизм».   

Конечно, создание инклюзивного театра на базе студии потребовало дополнительных сил и знаний.

«Мы поняли, чтобы работать с детками с аутизмом, нам нужно обучаться. Тут  очень помог наш психолог». Так как у Ирины творческая студия,  то всегда рядом с детьми работает  психолог. Ведь детям нужно выходить на концерты, побеждать волнения, справляться со страхами. Также  психолог помогает формировать группы с учетом личностных особенностей.

Ирина очень много читала литературы, общалась с зарубежными коллегами. И конечно большая работа была сделана, чтобы обучить и подготовить педагогов к работе с особенными детьми.  

И мы начали справляться.

Именно в Голландии мы увидели, как может быть адаптирован и социализирован взрослый человек с диагнозом аутизм.

Ирина отмечает, что в работе семейного театра очень помогло то, что удалось быстро найти зарубежных партнеров. Голландский театр Kazou оплатил педагогам семейного инклюзивного театра стажировку в Голландии. Бесценным было  практическое обучение современным методиками работы  с детками с диагнозом.

Ирина Пушкарева: «Фокусов нет, есть длительная работа». Большое интервью с  художественным руководителем и режиссером  семейного инклюзив-театра «i»
Актеры и художественный руководитель голландского театра Kazou

А еще в Голландии произвели впечатление колоссальные результаты, достигнутые в области инклюзии. «Именно там мы увидели, насколько может быть адаптирован и социализирован взрослый человек с диагнозом аутизм», – отмечает Ирина.

 

Фокусов нет, есть длительная работа.

«В настоящее время для детей с диагнозом аутизм мы формируем индивидуальный график, который зависит от их физических, психологических возможностей. Нельзя таким детям навязать график для обычного ребенка», – рассказывает Ирина. Например, классические: 45 минут занятий – перерыв –   45 минут занятий –  не подходят.

Работа с такими детьми –  это процесс создания долгосрочных, доверительных отношений, которые позволяет деткам не только раскрыть свои таланты, но научиться  взаимодействовать в обществе.

Занятия с детьми с аутизмом начинаются с понимания их особенностей и талантов. «Когда дети приходят, мы пытаемся найти «зацепочки», с которых можно начинать с ними работать. Ведь аутизм проявляется по-разному.   Кому-то нужно развивать  слух, кто-то не говорит. Кто-то слышит  по-другому: дети могут очень резко реагировать на высокие голоса – их звучание причиняет боль», – делится своим опытом Ирина.

«И мы начинаем  работать, развивать таланты ребенка. Это может быть очень длительный процесс. А когда  возникает доверие, когда ребенок начинает понимать, что ему ничего не сделают плохого,  перестает бояться, мы переходим к групповым занятиям».

При этом такие групповые занятия  могут начинаться, когда дети сидят в зале как зрители – смотрят, что происходит во время репетиции. Постепенно,   не навязывая – ребенок вовлекается в групповые постановки. Ведь он  видит, что там тоже дети. И тоже хочет быть с ними.

Ирина Пушкарева: «Фокусов нет, есть длительная работа». Большое интервью с  художественным руководителем и режиссером  семейного инклюзив-театра «i»
Ирина во время репетиции

В театре  с детьми ведется многоплановая работа. Наряду с привычными для театральной студии предметами, дети занимаются с психологами, вокалистами, хореографами и другими специалистами.

Ирина рассказывает, что иногда нужно отрабатывать даже бытовые ситуации. «Например, как пить чай. Бывает такое, что ребенку 15 лет, а он не знает. Спрашиваю, откуда берется в кружке чай, что нужно сделать, что бы он там появился. Ведь родители в силу элементарной усталости забывают иногда даже такие простые вещи рассказывать детям».

«Как правило, в семье, где у ребенка диагноз аутизм, один из родителей не работает. И хорошо, если второй родитель выдерживает.  Часто бывает, что папа уходит из семьи. И семья находится на грани выживания – пособия совсем небольшие. В таких ситуациях дети занимаются у нас бесплатно», – говорит Ирина.

Обычно у каждого ребенка с аутизмом есть тьютор, но по прошествии двух-трех лет некоторые ребята могут уже заниматься сами.

«Фокусов нет, есть длительная работа», – улыбается Ирина.

Ирина Пушкарева: «Фокусов нет, есть длительная работа». Большое интервью с  художественным руководителем и режиссером  семейного инклюзив-театра «i»

Раньше   создавали максимально удобные условия.   Однако пришли к выводу, что это  не совсем правильно

Изначально в театре «i» создали инклюзивную среду. Например, если  ребенок закричит или будет реагировать необычно, ему никто не сделает замечание.

«Но мы готовим детей, к тому, что они выйдут на улицу», – замечает Ирина.

Она рассказывает, что раньше в театре старались создать максимально комфортные условия для ребят с аутизмом, для которых яркий свет и громкие звуки причиняют сильный дискомфорт. Педагоги старались избежать таких факторов. Однако со временем пришли к пониманию, что  это  не совсем правильно. Получалось, что приходя в театр, ребенок попадает в комфортные условия, а выходя их театра, оказывался – в  некомфортных.

Поэтому сейчас  ребятам разрешают носиться и шуметь. И детки с диагнозом за достаточно короткий срок, смогли адаптироваться к таким факторам.  Те, кто раньше закрывал ушки, сейчас с удовольствием бегает, смеется, улыбается.

То же самое со спектаклем – ведь  на сцене  вспышки, яркий свет. И дети, после соответствующих занятий,  хорошо на него реагируют.  

Очень большим достижением Ирины является создание в театре инклюзивной среды – то есть возможности детям с аутизмом заниматься совместно с обычными детьми, не испытывая дискомфорта.

Ирина Пушкарева: «Фокусов нет, есть длительная работа». Большое интервью с  художественным руководителем и режиссером  семейного инклюзив-театра «i»
В театре Ирине удалось создать инклюзивную среды, где детям с аутизмом и без диагноза занимаются вместе

 Ирина отмечает, что это решение вопроса полноценной социализации детей с аутизмом имеет две стороны. С одной стороны, часто родитель с таким ребенком просто боится выйти в свет. Это большая работа, чтобы просто выйти из квартиры.

А с другой стороны люди не готовы ребенка с диагнозом увидеть на улице. Многие просто не знают, что такое аутизм.  Как реагировать, когда красивый и внешне здоровый ребенок начинает вести себя нестандартно? Половина отворачивается. Половина начинает делать замечания.

У этих детей нет агрессии. Чаще всего их необычная реакция – это ответ на боль.

Ирина рассказывает, что такие резкие реакции детей с аутизмом, которые некоторые принимают на капризы или агрессию – это не злость. А страх и реакция на боль, которую деткам причиняют резкие звуки или яркий свет.

«Вот мы работаем с эмоциями: я показываю эмоцию – а дети говорят, что это за эмоция.  Легче всего понимают грусть, когда нужно пожалеть, и радость. А вот агрессию, злость – они не могут распознать, не понимают что это».

Ирина отмечает, что инклюзивное обучение важно не только для детей с диагнозом, но  и для детей которые занимаются с ними, общаются и играют.

«Я не вижу жестокости у них. Они  добрые, другие», – делится опытом Ирина . – «И эти другие дети придут в общество и смогут рассказать про деток с аутизмом и про инклюзию. И через 5–10 лет мы будем иметь другую картинку. Но конечно хочется пораньше».

Ирина Пушкарева: «Фокусов нет, есть длительная работа». Большое интервью с  художественным руководителем и режиссером  семейного инклюзив-театра «i»
Инклюзия важна не только для детей с аутизмом, но и для деток, которые занимаются вместе с ними

Зачем лично мне это нужно? Я  этот вопрос себе не задаю, а когда меня спрашивают – я не могу ответить.

Кроме непосредственно работы руководителя театра, хореографа, и режиссёра, Ирина достаточно активно общается с журналистами, участвует в форумах и конференциях. Примером театра, Ирина хочет показать, что дети с диагнозом аутизм могут быть включены в общество, могут учиться со  сверстниками и достигать результатов.


Ирина Пушкарева: «Фокусов нет, есть длительная работа». Большое интервью с  художественным руководителем и режиссером  семейного инклюзив-театра «i»
Ирина активно активно общается с журналистами, участвует в форумах и конференциях

«Я понимаю, что театр – это хороший инструмент, с помощью которого можно показать,  что для детей с диагнозом, есть  другой путь – путь инклюзии.    Сколько б ты раз не говорил об инклюзии, но пока не появятся конкретные примеры, люди сами не увидят, они не поймут,  как можно включить людей с  особыми потребностями в социум».

 На вопрос, почему она занимается такими вопросами, Ирина говорит:  «Зачем лично мне это нужно? Я  этот вопрос не задаю, а когда меня спрашивают – я не могу ответить».

Так получилось, что создав инклюзивный театр, Ирина оказалась одой из первых, кто занялся в Беларуси масштабно вопросами аутизма. И многие из проблем, которые она пытается решить, выходят далеко за компетенции театра.

«И хотя в нашей стране сейчас ведется активная работа по инклюзии, но началась она недавно. Министерство здравоохранения, Министерство образования  только делают первые шаги», – рассказывает Ирина.

Так, у нас пока нет единого центра, куда могут обратиться родители,  если  ребенку поставили диагноз «аутизм».

Многие до сих пор не знают, что такое аутизм. Что это не болезнь, которую можно вылечить, а это нарушение, которое корректируется за счет общения с людьми  – только социум, только через людей.  

У нас все хорошо, нас не упоминайте

Сейчас многие родители, детки которых сделали успехи, говорят – все идем в колледж или школу. И просят Ирину: «У нас все хорошо, нас не упоминайте». То есть стараются максимально скрыть диагноз.

А ведь сколько еще родителей, которые не знают, какие могут быть успехи и подвижки. Из-за усталости и выгорания, им кажется, что все беспросветно. Что ничего не происходит.  И для них инклюзия – это глоток воздуха, надежда.

И еще об  обществе. Без информации об аутизме оно не будет готово видеть этих детей в школах, а педагоги не будут обучаться дополнительно.   «Это в первую очередь культура, которая воспитывается не за год, и не за два и не за три. Неприятие аутизма имеет корни в нашем прошлом, от которого придется избавиться. Мы же демократическое государство»,  –  объясняет Ирина.

Детский аутизм у нас,  как правило, заменяют диагнозом «шизофрения»

Ирина рассказывает, что с совершеннолетием у детей с аутизмом в Беларусь появляется очень серьезная проблема  – им меняют диагноз. И если в России в классификаторе болезней есть взрослый аутизм, то в Беларуси такого диагноза нет. И детский аутизм у нас,  как правило, заменяют диагнозом «шизофрения», или «умственной отсталостью».

А тут уже появляется множественные ограничение  по виду работ, которые могут выполнять  люди с таким диагнозом. Так, предлагаются работы овощевода, уборщика. Но для ребят с аутизмом это очень мало. А вот на тех работах, где можно использовать сильные стороны детей с аутизмом –  внимательность, цикличность, методичность, например в сфере  ИТ, – уже трудоустроиться нельзя. Ирина  отмечает, что они занимаются решением этого вопроса и пытаются эту нишу пробить.

А ведь  уже сейчас в труппе театра есть ребята, которые могли бы стать профессиональными актерами. Ирина говорит: «Как бы было замечательно для Беларуси – вот актер с аутизмом. Он уже работает, получает зарплату. И независим от родителей».

 В качестве примера Ирина приводит голландский театр Kazou, в котором занимаются люди с аутизмом.  В нем подготовили настолько востребованных актеров, что за  ними в очереди стояли театральные труппы.

Касаясь темы талантливых воспитанников, не может Ирина не рассказать о  Кастусе Жибуле. Он не только играет в театре, но и пишет сценарии. Так именно идеи Кастуся легли в основу нового спектакля «Восемь чувств, или Рождение человека». Также он уже выступал автором сценария для спектакля «Чыгунка».

«С Кастусем работаешь, как со взрослым человеком. Я ему рассказываю свое видение, а он сам выстраивает фразы, выбирает слова такие выпуклые, ёмкие. Мало кто из взрослых актёров так умеет», – делится своими впечатлениями Ирина.


Ирина Пушкарева: «Фокусов нет, есть длительная работа». Большое интервью с  художественным руководителем и режиссером  семейного инклюзив-театра «i»
Кастусь Жибуль - талантливый актер и драматург Семейного театра "i"

Учиться приедет театр из Голландии

Ирина старается делиться наработанным опытом.

Так при активном участии инклюзивного театра «i»  создан в Гомеле инклюзивный центр, при котором планируется создать  театр. В ближайшее время собираются приехать  специалисты из Бреста, где также  намечено создание Театра для деток с диагнозом «аутизм».

Расширяется и работа за рубежом. Так, с Ириной связался голландский детский театр, который тоже хочет добавить инклюзивную составляющую, и планируют приехать перенимать опыт в Беларусь.

Плодотворной была поездка на международную конференцию в  Грузию, где Ирина рассказала о своих методах и подходах реализации инклюзивного обучения.  А в июне этого года Ирина вернётся в Грузию уже с Театром.


Ирина Пушкарева: «Фокусов нет, есть длительная работа». Большое интервью с  художественным руководителем и режиссером  семейного инклюзив-театра «i»
Ирина (четветная слева) на Международном форуме «Театр и аутизм. Вопросы и ответы».

Бесплатная аренда, которая совсем не бесплатная

Один из основных вопросов - который стоит перед театром «i» сейчас наиболее остро – это отсутствие постоянной сцены.

«Каждый месяц у нас это день сурка – каждый месяц мы ищем финансы на аренду»,  – сетует Ирина. Сейчас репетиции проходят в нескольких залах и на сцене, которые студия Ирины арендует во Дворце Ветеранов. Выступления театра проходят на разных площадках – Дворец культуры профсоюзов,  Дворец Ветеранов, Белорусский государственный академический музыкальный театр.

Собственная площадка не только позволила бы репетировать в удобное время, но и выступать  регулярно, и даже получить доход, который можно было бы использовать для развития театра.

Выступление на арендованных площадках,  требует больших финансовых вложений.

Ирина рассказывает нам  про прецедент с бесплатной арендой.

Так работники горисполкома, увидев один из спектаклей семейного театра, отметили его высокий  уровень, и предложили помощь – было подписано предписание о бесплатной аренде в Белорусском государственном академическом музыкальном театре.

 Ирина рассказала, что они там с радостью выступили. Но потом узнали, что такое на самом деле бесплатная аренда. И хотя за саму аренду не нужно было платить, были еще счета. Так одна только «коммуналка» составила около двух тыс. рублей за два часа работы. Дополнительно счета были на оплату работы  сотрудников театра,  аренду звукового и светового оборудования.  «Таким образом, получившиеся  суммы для нас оказались непосильные», – делится Ирина. – «Сейчас мы обратились с просьбой к  нашим спонсорам Velcom,  АйБиЭй АйТи Парк (IBA),  что бы помогли погасить задолженность.  Мы надеемся, что нам помогут эту проблему решить.  Но пока не знаем, как поступать в таких ситуациях».

Ирина Пушкарева: «Фокусов нет, есть длительная работа». Большое интервью с  художественным руководителем и режиссером  семейного инклюзив-театра «i»
3D-спектакль на сцене Музыкального театра

Ирина отмечает, что в первую очередь самим хочется стать на ноги, и не просить постоянно помощи для детей.  Ведь кроме театра есть еще и параллельные проекты.

«Вот, например, делаем выставку Максиму Лагуну. Не за свои деньги, мы ищем спонсоров. И театр, в котором проходит выставка, также бесплатно предоставил помещение для экспозиции. Но для Максима это очень важно!» –  Ирина надеется, что талант мальчика заметят и персональная выставка станет дорожкой в светлое будущее.

Ирина Пушкарева: «Фокусов нет, есть длительная работа». Большое интервью с  художественным руководителем и режиссером  семейного инклюзив-театра «i»
Работа на персональной выставке 14-летнего актера и художника инклюзив-театра «i» Максима Лагуна

«У Вас же никто не умирает»

В  настоящее время театру «i» очень помогают спонсоры:  Velcom, «АйБиЭй АйТи Парк». Это помощь серьезная – костюмы, оплата музыкантов, консультантов. Ведь услуги профессионалов стоят дорого, и благодаря компании Velcom и АйБиЭй АйТи Парк инклюзивный театр это может себе позволить.

Ирина очень благодарна компании  Velcom, которая сама предложила помощь. При этом это не просто помощь для галочки, отмечает она: «В Velcom  продумывают, как и чем можно помочь. Благодаря им у нас уже выходит шестой спектакль».

В театре Ирины нет специального человека, который бы занимался поиском спонсоров. А у Ирины на это не хватает времени.  Спасибо, что помогают Леонид Динерштейн – продюсер театра, Юлия Куприенко –председатель правления Фонда Театра, а так же просто люди, которые жертвуют деньги посредством платформы ИМЕНА.

Кроме того, искать спонсоров  – это очень тяжело. Так, из-за отсутствия информации многие не осознают важность проблемы социализации детей с аутизмом.

«У Вас же никто не умирает», – такие вещи приходится  слушать от потенциальных спонсоров. И очень трудно объяснить, что деньги нужны на поддержание и развитие инклюзивной среды, ведь именно она, а не медикаменты или операции помогают деткам жить с аутизмом полноценной жизнью.

Мы не хотим искусственно заполнять зал

 Сейчас же весь коллектив Семейного театра «i» активно готовится к премьере нового спектакля «Восемь чувств, или Рождение человека». Этот спектакль – своего рода эксперимент театра. Впервые в нем рядом с воспитанниками театра «i» будут играть известные белорусские актеры.  


Ирина Пушкарева: «Фокусов нет, есть длительная работа». Большое интервью с  художественным руководителем и режиссером  семейного инклюзив-театра «i»
На репетиции нового спекталя

Спектакль состоит из восьми новелл, каждая из которых посвящена  какому-то чувству.

В спектакле играет более 80 актеров. Причем дети играют детей, взрослые - взрослых.

«Одна из важнейших задач, которые мы ставим – это создать семейный спектакль», – отмечает Ирина. – На  постановку «Восемь чувств, или Рождение человека» имеет смысл прийти всей семьей. Каждому будет интересно. Ведь как это замечательно, если семья посетила спектакль, а потом могла бы совместно обсудить увиденное.

«Мы не будем искусственно заполнять зал. Хочется, чтобы родители собрались и вместе с детьми пришли. Вот это было бы супер!» – делится Ирина.


Ирина Пушкарева: «Фокусов нет, есть длительная работа». Большое интервью с  художественным руководителем и режиссером  семейного инклюзив-театра «i»

С информациие о Семейном театре «i» можно ознакомиться на его официальном сайте.




Читайте последние новости!!!

Как спастись от инфаркта или инсульта: советы ко Всемирному дню сердцаКак спастись от инфаркта или инсульта: советы ко Всемирному дню сердца
Когда заработает  новогодняя иллюминация в 2023 году и какие появятся новые световые фигурыКогда заработает новогодняя иллюминация в 2023 году и какие появятся новые световые фигуры
Сезон работы городских фонтанов завершится 29 сентябряСезон работы городских фонтанов завершится 29 сентября
Ребенок в один годРебенок в один год


Оставьте свой комментарий или отзыв

Формат номера: +375 99 999 9999

Код подтверждения  
Если Вы уже ранее получали код на сайте prodetok.by, можете его использовать повторно

Отправляя номер телефона и комментарий, Вы принимаете правила использования сайта.


Правила комментирования

Не работает форма? Сообщите по адресу info@prodetok.by

 

Комментарии и отзывы

Ваш комментарий, отзыв будет первым