22.07.2020 |
|Главная| -> |ВЫБОР НЕДЕЛИ| |
Когда следует обращаться к специалисту, с какими проблемами можно столкнуться и что делать, если ребенок боится идти в поликлинику, — на эти и другие вопросы корреспонденту агентства «Минск-Новости» ответила Ирина Куневич, учитель-дефектолог первой квалификационной категории со стажем более 15 лет, работающая в 37-й городской поликлинике.
Учитель-дефектолог И. Куневич работает с пациентами возрастной группы от 1 года до 18 лет.
— Мои основные задачи — это первичный и профилактический прием, диагностика, консультативно-коррекционные занятия, — рассказала специалист. — Последнее подразумевает не только постановку звуков, но и развитие всех компонентов речевой системы: словарный запас, грамматический строй речи, артикуляционную и мелкую моторику, просодику, связную речь, развитие зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти, мышления, звукового анализа и синтеза слов.
Развитие каждого ребенка индивидуально и зависит от очень многих факторов, отмечает И. Куневич. Однако существуют возрастные нормы речевого поведения.
— Первая вокализация, которая появляется у ребенка, — это крик. Примерно к двум месяцам появляется гуление — плавные, певучие звуки, которые к 5–6 месяцам перерастают в лепет, — объясняет врач.
Если отсутствует какое-либо звено в указанной цепочке, родителей это должно насторожить.
— В возрасте 2–3 лет важно, чтобы уже появилась фразовая речь. Это не обязательно употребление ребенком правильных развернутых предложений. Главное, чтобы к этому возрасту он умел соединять хотя бы по нескольку слов. Пусть даже они будут иметь неправильное звуковое оформление, в этом нет ничего страшного, и все оправдано физиологией, — сказала И. Куневич.
— Впервые показаться можно и в 1–1,5 года. Если есть какое-либо отклонение от нормы речевого развития, то это уже и в полтора года будет видно, — рекомендует И. Куневич. — Если у вашего малыша развитие речи идет нормально — есть гуление, лепет, появляются первые слова, фразы, — не переживайте и не беспокойтесь до 3,5–4 лет. Если вас что-нибудь настораживает, то обратитесь к дефектологу раньше.
Бывает, что многие дети попросту боятся идти в поликлинику. В таком случае ребенка нужно настроить. Например, можно предварительно поиграть с ним в доктора и пациента, советует педагог-дефектолог.
— Ни в коем случае нельзя требовать от ребенка заговорить, одновременно угрожая тем, что «иначе тетя сделает укол», или комментировать то, как он выполняет инструкции специалиста — ребенок испугается и замкнется в себе. Стоит сказать малышу, что в этом кабинете он будет только играть и рассматривать картинки, а также хвалить его за каждый ответ. В этом случае маленький пациент будет чувствовать себя комфортно, — объясняет И. Куневич.
Специалист поделилась:
— Бывают случаи, когда дети изначально боятся логопеда, но чаще всего, как только открывается дверь логопедического кабинета, ребенок видит яркое помещение с игрушками, книжками, различными пособиями и успокаивается. Если ребенок не идет на контакт, мы начинаем с ним общаться в игре, и уже в процессе проходит диагностика.
Иногда родители, зная, что ребенок будет скованно себя вести на первом приеме, записывают аудио или видео, на которых он играет, что-то говорит. Тогда я могу проконсультировать, услышав речь пациента по записи, если в кабинете он будет совсем замкнут, — отметила дефектолог.
— Во-первых, я обследую ребенка, выявляю речевые нарушения. Дальше определяю план коррекционной работы с конкретным пациентом, — пояснила И. Куневич.
В арсенале педагога много интересных пособий, инновационных разработок для развития артикуляционной и мелкой моторики, дыхательной и пальчиковой гимнастики, игровые методички для стимуляции речевого развития, пособия по коррекции письма и чтения у учеников младших классов.
— Во-вторых, я стараюсь подробно консультировать родителей и в случае необходимости провожу с ними обучающее занятие. На таких занятиях мама сидит рядом с ребенком и смотрит (иногда документирует), как я работаю с малышом. В конце занятия я рассказываю, что и для чего делала. Было много случаев, когда я, осматривая артикуляционный аппарат ребенка, могла сразу же поставить звук, и все уходили довольными. Но только при неорганических нарушениях, — поделилась И. Куневич.
По словам педагога-дефектолога, успешность логопедического воздействия зависит от всех участников коррекционного процесса: педагогов, родителей и других членов семьи, бывает, и педагога-психолога.
— Занятия с родителями строятся на консультативно-коррекционной помощи, что дает возможность что-то объяснить родителям, обучить их каким-то приемам, чтобы они могли уже дома с ребенком закреплять усвоенное, — подчеркнула И. Куневич.
По мнению специалиста, такая проблема есть и может объясняться разными причинами.
— К примеру, на мать и ребенка еще в период внутриутробного развития влияет неблагоприятная экология. Сюда же можно отнести и вредные привычки родителей, — отметила И. Куневич.
Еще одна причина — наследственность. Если кто-то из родителей или других родственников поздно начал говорить, не выговаривал сложные звуки, велика вероятность, что и у их ребенка возникнет такая же проблема. Но помните, что ребенок — это другая личность, и у него может быть все по-другому.
— Также стоит отметить, что наличие гаджетов у детей — настоящий бич нового поколения. Родителям проще успокоить и занять ребенка на время телефоном или планшетом, — говорит специалист. — Многие родители, будучи слишком занятыми на работе, недостаточно времени уделяют детям, которые в этом нуждаются.
Важно строить близкие и доверительные отношения с ребенком, не забывать разговаривать с ним почаще, читать вместе с ним, считает И. Куневич. Вместо развлечения с гаджетами лучше предложить книгу.
По словам специалиста, в среднем потребуется от трех месяцев до года. И. Куневич подчеркнула, что все зависит от сложности дефекта, особенностей ребенка, а также от его родителей.
Дефектолог И. Куневич советует родителям любить своих детей и принимать их такими, какие они есть. При этом важно помогать им развиваться, становиться более уверенными в себе, смелыми и сильными.
— Говорите с ребенком, как со взрослым человеком: четко, понятно (свою любовь можно выразить даже через интонации) — так у него будет формироваться правильное восприятие речи, — отметила И. Куневич.
Подготовил Артем Трояновский, minsknews.by
«Время Сказки» в Минском Ботаническом саду: удивительные приключения для всей семьи! | Самый эффективный метод борьбы с кибербуллингом по мнению белорусских родителей |
Уникальная выставка: хризантемы и картины | Как сделать будку своими руками из остатков строительных материалов для своих и бездомных собак |
Ваш комментарий, отзыв будет первым |