Детский дефектолог: кому нужно обращаться?

 

Детский дефектолог: кому нужно обращаться?

Детский дефектолог: кому нужно обращаться?

22.07.2020

Когда следует обращаться к специалисту, с какими проблемами можно столкнуться и что делать, если ребенок боится идти в поликлинику, — на эти и другие вопросы корреспонденту агентства «Минск-Новости» ответила Ирина Куневич, учитель-дефектолог первой квалификационной категории со стажем более 15 лет, работающая в 37-й городской поликлинике.

В чем заключается работа детского дефектолога

Учитель-дефектолог И. Куневич работает с пациентами возрастной группы от 1 года до 18 лет.

— Мои основные задачи — это первичный и профилактический прием, диагностика, консультативно-коррекционные занятия, — рассказала специалист.  Последнее подразумевает не только постановку звуков, но и развитие всех компонентов речевой системы: словарный запас, грамматический строй речи, артикуляционную и мелкую моторику, просодику, связную речь, развитие зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти, мышления, звукового анализа и синтеза слов.

Как распознать, что речевое развитие ребенка отстает от нормы

Развитие каждого ребенка индивидуально и зависит от очень многих факторов, отмечает И. Куневич. Однако существуют возрастные нормы речевого поведения.

— Первая вокализация, которая появляется у ребенка, — это крик. Примерно к двум месяцам появляется гуление — плавные, певучие звуки, которые к 5–6 месяцам перерастают в лепет, — объясняет врач.

Если отсутствует какое-либо звено в указанной цепочке, родителей это должно насторожить.

— В возрасте 2–3 лет важно, чтобы уже появилась фразовая речь. Это не обязательно употребление ребенком правильных развернутых предложений. Главное, чтобы к этому возрасту он умел соединять хотя бы по нескольку слов. Пусть даже они будут иметь неправильное звуковое оформление, в этом нет ничего страшного, и все оправдано физиологией, — сказала И. Куневич.

Когда нужно идти к дефектологу в первый раз

 Впервые показаться можно и в 1–1,5 года. Если есть какое-либо отклонение от нормы речевого развития, то это уже и в полтора года будет видно, — рекомендует И. Куневич. — Если у вашего малыша развитие речи идет нормально — есть гуление, лепет, появляются первые слова, фразы, — не переживайте и не беспокойтесь до 3,5–4 лет. Если вас что-нибудь настораживает, то обратитесь к дефектологу раньше.

Бывает, что многие дети попросту боятся идти в поликлинику. В таком случае ребенка нужно настроить. Например, можно предварительно поиграть с ним в доктора и пациента, советует педагог-дефектолог.

 Ни в коем случае нельзя требовать от ребенка заговорить, одновременно угрожая тем, что «иначе тетя сделает укол», или комментировать то, как он выполняет инструкции специалиста — ребенок испугается и замкнется в себе. Стоит сказать малышу, что в этом кабинете он будет только играть и рассматривать картинки, а также хвалить его за каждый ответ. В этом случае маленький пациент будет чувствовать себя комфортно, — объясняет И. Куневич.

Специалист поделилась:

— Бывают случаи, когда дети изначально боятся логопеда, но чаще всего, как только открывается дверь логопедического кабинета, ребенок видит яркое помещение с игрушками, книжками, различными пособиями и успокаивается. Если ребенок не идет на контакт, мы начинаем с ним общаться в игре, и уже в процессе проходит диагностика.

Иногда родители, зная, что ребенок будет скованно себя вести на первом приеме, записывают аудио или видео, на которых он играет, что-то говорит. Тогда я могу проконсультировать, услышав речь пациента по записи, если в кабинете он будет совсем замкнут, — отметила дефектолог.

Как проходят занятия

 Во-первых, я обследую ребенка, выявляю речевые нарушения. Дальше определяю план коррекционной работы с конкретным пациентом, — пояснила И. Куневич.

В арсенале педагога много интересных пособий, инновационных разработок для развития артикуляционной и мелкой моторики, дыхательной и пальчиковой гимнастики, игровые методички для стимуляции речевого развития, пособия по коррекции письма и чтения у учеников младших классов.

 Во-вторых, я стараюсь подробно консультировать родителей и в случае необходимости провожу с ними обучающее занятие. На таких занятиях мама сидит рядом с ребенком и смотрит (иногда документирует), как я работаю с малышом. В конце занятия я рассказываю, что и для чего делала. Было много случаев, когда я, осматривая артикуляционный аппарат ребенка, могла сразу же поставить звук, и все уходили довольными. Но только при неорганических нарушениях, — поделилась И. Куневич.

Насколько важно участие родителей

По словам педагога-дефектолога, успешность логопедического воздействия зависит от всех участников коррекционного процесса: педагогов, родителей и других членов семьи, бывает, и педагога-психолога.

— Занятия с родителями строятся на консультативно-коррекционной помощи, что дает возможность что-то объяснить родителям, обучить их каким-то приемам, чтобы они могли уже дома с ребенком закреплять усвоенное, — подчеркнула И. Куневич.

Правда ли, что все больше детей не хотят начинать разговаривать

По мнению специалиста, такая проблема есть и может объясняться разными причинами.

— К примеру, на мать и ребенка еще в период внутриутробного развития влияет неблагоприятная экология. Сюда же можно отнести и вредные привычки родителей, — отметила И. Куневич.

Еще одна причина — наследственность. Если кто-то из родителей или других родственников поздно начал говорить, не выговаривал сложные звуки, велика вероятность, что и у их ребенка возникнет такая же проблема. Но помните, что ребенок — это другая личность, и у него может быть все по-другому.

— Также стоит отметить, что наличие гаджетов у детей — настоящий бич нового поколения. Родителям проще успокоить и занять ребенка на время телефоном или планшетом, — говорит специалист.  Многие родители, будучи слишком занятыми на работе, недостаточно времени уделяют детям, которые в этом нуждаются.

Важно строить близкие и доверительные отношения с ребенком, не забывать разговаривать с ним почаще, читать вместе с ним, считает И. Куневич. Вместо развлечения с гаджетами лучше предложить книгу.

Сколько нужно времени, чтобы устранить дефект речи

По словам специалиста, в среднем потребуется от трех месяцев до года. И. Куневич подчеркнула, что все зависит от сложности дефекта, особенностей ребенка, а также от его родителей.

Дефектолог И. Куневич советует родителям любить своих детей и принимать их такими, какие они есть. При этом важно помогать им развиваться, становиться более уверенными в себе, смелыми и сильными.

 Говорите с ребенком, как со взрослым человеком: четко, понятно (свою любовь можно выразить даже через интонации) — так у него будет формироваться правильное восприятие речи, — отметила И. Куневич.

Подготовил Артем Трояновский, minsknews.by

1 июня – Международный день защиты детей Поучительные детские рассказы про ворону Карину! С 1 мая 2021 года  вырастут пособия семьям, воспитывающим детей

Подписывайтесь на наши новости в социальных сетях




Читайте последние новости!!!

Показываем блюда Gastrofest.Vegan, который начнется в Минске 16 июняПоказываем блюда Gastrofest.Vegan, который начнется в Минске 16 июня
На что обратить внимание, чтобы не получить штраф, отдыхая на природеНа что обратить внимание, чтобы не получить штраф, отдыхая на природе
КОНКУРС ВИДЕОРОЛИКОВ «ПРАВОВОЙ ЛАЙФХАК «У МЕНЯ СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО – ЭТО МОЁ ПРАВО»КОНКУРС ВИДЕОРОЛИКОВ «ПРАВОВОЙ ЛАЙФХАК «У МЕНЯ СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО – ЭТО МОЁ ПРАВО»
Акция «День без автомобиля»Акция «День без автомобиля»


Оставьте свой комментарий или отзыв

Формат номера: +375 99 999 9999

Код подтверждения  
Если Вы уже ранее получали код на сайте prodetok.by, можете его использовать повторно

Отправляя номер телефона и комментарий, Вы принимаете правила использования сайта.


Правила комментирования

Не работает форма? Сообщите по адресу info@prodetok.by

 

Комментарии и отзывы

Ваш комментарий, отзыв будет первым

О компании | Реклама | Добавить информацию | Наши правила
© 2016-2020. Для получения разрешения копировать материалы обращайтесь к автору info@prodetok.by
Рейтинг@Mail.ru