#prodetokby

 Разделы

Опасный возраст: как предотвратить несчастные случаи с 9-10 - летними детьми

Опасный возраст: как предотвратить несчастные случаи с 9-10 - летними детьми

08.11.2017

Наталья Поспелова рассказала в интервью TUT.BY о трагедиях, случившихся недавно в Беларуси с 9-10-летними детьми, о потенциальном на несчастные случаи возрасте, и о том как минимизировать трагедии.

Мы публикуем выдержки из статьи.

Фигурантами печальных событий быстро пролетевших осенних каникул стали мальчишки 9−10 лет — один тонул в Свислочи , на двоих упала плита перекрытия на частном недострое. Из семей они явно разных: тонувший ребенок — из минской семьи с латентным (скрытым) СОПом, семьи могилевских ребят — благополучные. Объединяет эти случаи возраст пострадавших.

Этот возраст у детей — 9−10 лет — на самом деле потенциальный на несчастные случаи, в том числе — с трагическим исходом. Почему? Ответы можно найти не только и не столько в возрастной периодизации (см. учебники по детской психологии), но и в менее заметных реалиях.

Причины

  • Девятилетки отличаются просто безудержным интересом к тому, что творится кругом. Наверное, нет другого возраста, когда с такой жаждой хочется узнавать мир вне дома. Это возраст, когда отправляются в плаванья по лужам на дверном полотне, меряют глубину грязи в котловане, представляя себя отважными диггерами, лазят по стройкам, влекущим своей непредсказуемостью, уходят в походы на край света с единственной конфетой в кармашке.

  • Это возраст страстного фантазирования и представления себя суперменами, потому как к 10 годам очень уж возрастает уверенность в себе.

  • А вслед за ростом уверенности увеличивается самостоятельность, изобретательность и способность действовать в новых, неожиданных обстоятельствах. Если до школы и в первых двух классах, как правило, родители крепко держат свое дитя за ручку, то к концу начальной школы ребенок показывает нам свою способность обходиться без родителей.

  • Родители расслабляются: «Наш уже большой». А как не расслабиться: гуляет самостоятельно, с улицы возвращается вовремя, вроде все нормально, умеет съездить сам на кружок и вернуться по темноте один с занятий в музыкалке… Можно не бояться. Вырос.

  • Еще одной яркой отличительной чертой возраста 9−10 лет является двойственное отношение к друзьям. С одной стороны, друг для девятилетки — это авторитет, заслоняющий собой фигуры родителей, а с другой стороны, мальчишка этого возраста выбирает себе друзей, не задумываясь об их потенциале, безоценочно: с кем рядом живет — с тем дружит, с кем возвращается вместе из школы — тот самый закадычный приятель. Послушайте своего ребенка в этом возрасте: все кругом у него друзья. Попытки переубедить и «заставить» дружить с нужным товарищем бывают неэффективны. Зато у родителей детей этого возраста появляется возможность хорошо узнать друзей своего сына: он их не скрывает (в отличие от подростка). И это наш ресурс — в случае чего.

От беды не застрахован ни один ребенок. Это общее понимание есть у каждого родителя. Оно заставляет замирать сердце взрослого, когда случается узнать о печальных ситуациях с участием детей.

Сегодня все три семьи детей, попавших в трагические инциденты, пытаются проанализировать, что же пошло не так, где не доглядели и что не предусмотрели… Что можно было сделать, чтобы с улицы вернулся живой и невредимый? Дать телефон тому, кто прежде потерял три? Запретить под страхом ужасного наказания приближаться к полуразрушенным постройкам, тем более что силу подобного родительского заклятия продемонстрировал один из троицы друзей, гулявших в окрестностях опасных зданий, отколовшийся от большинства спасительной мантрой «а мне родители не разрешают туда ходить»?

Cистема охраны детства

Сегодня система охраны детства в борьбе с детской безнадзорностью предлагает всего лишь учет (как пример — сводная таблица с данными о том, где ребенок будет коротать каникулы) и контроль (посещения семей по месту жительства) — вот и весь небогатый арсенал средств борьбы с детской безнадзорностью. Справедливости ради надо сказать, что панацеи от детской шалости и страстной жажды приключений человечество до сих пор не выработало. В некоторых странах идут по пути ужесточения ответственности родителей за пребывание детей одних дома (вне дома — тем более).

К примеру, в Великобритании ребенок до 15 лет не может находиться один дома, в Люксембурге — до 14. В США очень строгие и вызывающие негатив наших эмигрантов, выросших в советских панельках «с ключом на шее», требования: некоторые штаты (например, Невада) требуют присутствия взрослого с ребенком до 21 года.

Как родителям совмещать столь жесткие требования с необходимостью, днями работая, отсутствовать дома — этот вопрос каждая семья решает самостоятельно. Наверное, именно потому иметь ребенка во многих странах становится признаком роскоши (смогли себе позволить!).

В некоторых землях ФРГ муниципалитеты нанимают и из местного бюджета оплачивают услуги так называемых уличных социальных педагогов. Как правило, это молодые люди, имеющие хороший контакт с детьми разного возраста, они в курсе мест тусовок, знают, кто сегодня авторитет, кто с кем из малышни дружит и куда компания друзей может пойти. Работают такие молодые люди с минимальной долей формальностей, в отличие от наших социальных педагогов, которые вынуждены фиксировать каждый свой шаг в паническом страхе быть уличенными в бездействии, в результате на детей времени порой вовсе не остается! Нередко получается, как в том анекдоте: школа — это место, где дети мешают педагогам писать отчет…

Что делать

Интернет пестрит советами родителям, желающим поскорее воспитать в ребенке самостоятельность, предлагает опросники, ответы на которые помогут взрослым сообразить, что их ребенок уже готов самостоятельно оставаться дома, может сам гулять на улице и в окрестностях.

Что еще можно посоветовать?

  • Взрослые должны знать места пребывания детей вне дома. Поиграйте с ребенком в игру: покажи мне твои любимые места во дворе (на площадке, за домом), оцените эти места с точки зрения разумного безопасного подхода. Особое внимание уделите потенциально опасным местам, если ребенок из города проводит каникулы в деревне, т.к. новое манит и дразнит своей неизвестностью, и если заброшенный дом на соседнем участке еще летом был вроде крепким — за сезон дождей все могло измениться. Точно так же, как вы делаете безопасным свой дом для ребенка, — постарайтесь сделать окрестности безопасными для него и других детей.

  • Займите принципиальную взрослую позицию: если неподалеку есть потенциально опасные объекты — привлекайте к ним внимание властей. Люди годами беспечно живут по соседству с заброшенным прудом, колодцем, оврагом со стихийной свалкой, полуразрушенным домом — и не сигналят. Возможно, пронесет. А если нет? Кого винить будем, если туда волей случая забредет приехавший к вам погостить на пару деньков городской третьеклассник?

  • Может, этот совет несколько архаичный. Но считаю полезной и уповаю на силу внешнего контроля. Я про соседскую общественность в лице бабушек и не очень, которые лично мне всегда докладывали, с кем, когда и в каком виде (в шапке или без) возвращался мой сын из школы и выходил из дому. Поэтому старайтесь создать агентурную сеть из неравнодушных к вашему родительству соседей и пользуйтесь ею для обеспечения безопасности своего ребенка.

  • В рядах тревожных родителей из городской среды получают распространение часы-трекеры, которые позволяют тотально контролировать ребенка, указывают с точностью до 10 метров место его нахождения и имеют еще массу функций. Покупка может снять тревогу за дитя на какое-то время.

  • В контексте рассматриваемой проблемы парадоксальное открытие дает теория привязанности, сегодня активно распространяющаяся в кругах специалистов. Оказывается, выживает не сильнейший и не наиболее приспособленный к обстоятельствам. Выживает тот, кто получил больше заботы. Будьте вовлечены в своего ребенка, установите с ним доверительные отношения, не прикрывайтесь своей занятостью, борьбой за кусок хлеба и место под солнцем: ребенку может ничего из этого не пригодиться. Просто может быть поздно.

Берегите своих детей.

Наталья Поспелова — специалист по семейному неблагополучию и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 28 лет работала в органах охраны детства Беларуси, из них 12 — в Национальном центре усыновления. Автор более 100 методических и публицистических работ по проблемам социального сиротства и семейного неблагополучия. Одна из основателей республиканского портала по поиску семей для детей-сирот www.dadomu.by и единственного в СНГ ежемесячного издания для замещающих родителей и специалистов органов опеки и попечительства — газеты «Домой!». Референт Белорусского общественного объединения замещающих семей «С надеждой». Профессиональная специализация: альтернативные формы жизнеустройства детей-сирот; споры родителей о воспитании детей; сопровождение семей, желающих принять или уже принявших детей-сирот на воспитание. E-mail автора nastapos@mail.ru

Источник: TUT.BY

ProDetok - сайт про деток для любящих и понимающих родителей

Более 10 интересных идей, как развлечь детей и и их родителей в зимние праздники

С Рождеством и Новым годом

Подписывайтесь на наши новости в социальных сетях







Оставьте свой комментарий или отзыв


       Правила комментирования

 

Комментарии и отзывы

Ваш комментарий, отзыв будет первым

© 2016-2017. Для получения разрешения копировать материалы обращайтесь к автору info@prodetok.by
Рейтинг@Mail.ru